В клинике 2

nasedkin


БЛОГ ВИЗУАЛЬНЫХ ОСКОЛКОВ

Иллюстрированный журнал Алексея Наседкина


Previous Entry Share Next Entry
Как устроено чудо стоимостью 2,5 миллиона евро
В клинике 2
nasedkin
GA8A4594.jpg

Всегда крайне приятно прикоснуться к музыкальным чудесам, причём, не просто прослушивая любимые произведения, но и проникая в потайные двери, познавая неизведанное, открывая перед собой кухню, благодаря которой мы можем наслаждаться музыкой. Сегодня я хочу рассказать про одно место в Москве, по праву считающееся уникальным.


1. Это Светлановский зал Московского международного дома музыки и он уникален далеко не только тем, что его стены покрыты сибирской лиственницей, обладающей феноменальными акустическими свойствами, но и тем, что здесь впервые установлена электроакустическая система Meyer Sound Constellation — один из самых заметных проектов для концертных залов, реализованных в Москве за последние годы.
GA8A4593.jpg

2. Эта без преувеличения волшебная система позволяет с одной стороны компенсировать недостатки в области акустики помещения, а с другой — настроить зал под разные виды музыки.
GA8A4611.jpg

3. Constellation состоит из комплекса микрофонов, платформы цифровой обработки звука и активной акустики. Звук улавливается микрофонами, подаётся для обработки на процессоры, а те в свою очередь обсчитывают время реверберации, ранние отражения, громкость и "теплоту" звука и подают полученный сигнал на громкоговорители системы.
GA8A4609.jpg

4. Уникальной особенностью Constellation в ММДМ является использование не стандартных стационарных подвесов для микрофонов и громкоговорителей над сценой, а мобильных: над сценой устройства закреплены на лебёдках, позволяющих всего за одну минуту изменить положение (поднять или опустить) всего массива оборудования.
GA8A4612.jpg

5. При этом, Constellation может функционировать со звуком самой разной громкости — в том числе при её малых уровнях, что очень важно для ММДМ.
GA8A4610.jpg

6. Ну а это главная гордость Светлановского зала - орган, один из самых больших и навороченных в Европе. И уж точно самый крутой в России. Чтобы было понятно - в нём аж 84 регистра (начиная от инфра- и заканчивая ультразвуком), это гораздо больше, чем во всех остальных подобных агрегатах. Орган был сконструирован фирмами "Клайс" и "Глаттер-Гец" в Германии, а собрали его у нас в Москве примерно за полгода. Торжественная инаугурация (да-да, именно так!) состоялась 21 декабря 2004 года.
GA8A4602.jpg

7. Высота мегаинструмента - 15 метров, ширина 10, глубина - 4. То есть, по сути, он занимает всю заднюю часть сцены. Весит всё это великолепие 30 тонн, а его стоимость... Никаких секретов, на момент постройки она составила порядка 2,5 миллионов евро. Если перевести на сегодняшние деньги, можно представить, что было бы существенно дороже.
GA8A4592.jpg

8. Вот оно - то самое место, где рождаются чудеса органной музыки, эдакий кокпит пилота музыкальной феерии. И правда, напоминает. Тут даже наличествует зеркало заднего вида на телескопическом держателе, чтобы органисту лучше было видно музыкантов на сцене.
GA8A4595.jpg

9. Основное - это четырёхрядная клавиатура (на музыкальном языке - мануал), на каждом ряду которой 61 клавиша.
GA8A4597.jpg

10. Каждая из вдвигаемых-выдвигаемых рукояток, расположенных с двух сторон от клавиатур, включает или выключает соответствующий регистр, то есть группу труб одного тембра. Каждый регистр составляет как бы отдельный музыкальный инструмент, например, флейту, гобой или даже колокольчики.
GA8A4600.jpg

11. Получается, что рукоятки включают нужные регистры, а клавиши открывают доступ воздуха в трубы конкретных тонов. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.
GA8A4598.jpg

12. Ещё кнопочки непосредственно под клавиатурами. Они запоминают различные наборы регистров. Если органист, играя произведение, выдвинул, к примеру, 15 рукояток – ему не нужно их все запоминать. Достаточно нажать кнопку, и орган сам зафиксирует, какие регистры и в каком сочетании включены. В следующий раз, когда исполнитель сядет за инструмент, ему достаточно опять нажать пару кнопок и нужные регистры готовы к работе.
GA8A4601.jpg

13. В ножной области тоже немало интересного. Это и три основные педали, и клавиши, и дополнительные тумблеры, также включаемые и выключаемые ногой.
GA8A4596.jpg

14. Изначально орган классический-механический. Но внутри сложнейшая электронная начинка. К тому же, его можно апгрейдить по мере необходимости, заполняя новыми данными. Кажется забавным, но например, в 2004 году, когда орган только ввели в эксплуатацию, ещё были актуальны старые добрые дискеты.
GA8A4614.jpg

15. Конечно же, самое главное в этом инструменте - трубы, количество которых порядка шести тысяч. И лишь малая часть из них видна снаружи.
GA8A4608.jpg

16. Одна из отличительных особенностей светлановского органа, определяющая его фирменный внешний вид - часть труб игриво выступает вперёд на манер рожков. И эта фишка не только для красоты.
GA8A4605.jpg

17.
GA8A4603.jpg

18. Самые массивные трубы достигают в длину десяти метров. Основной материал, используемый при их изготовлении - сплав олова и свинца в разных пропорциях, в зависимости от поставленной акустической задачи. При этом, толщина труб всего около пары миллиметров, их легко можно помять пальцем, поэтому при обслуживании они требуют особенно бережного обращения. Помимо этого есть ещё деревянные трубы - из груши, сосны или дуба.
GA8A4604.jpg

19. Понятно что, наиболее часто используемый репертуар для органа - композиции, написанные в 18-19 веках.
GA8A4616.jpg

20. Знакомьтесь - это Павел Николаевич Кравчун, главный хранитель органа, а по-совместительству доцент кафедры акустики физфака МГУ. Он знает об этих удивительных инструментах всё.
GA8A4624.jpg

21. А ещё мастерски на играет на этом сложнейшем механизме. Мало четырёх ручных клавиатур, так пожалуйста - к услугам органиста ещё 32 педальные клавиши на ножной педальной клавиатуре. И это не считая множества вспомогательных кнопок и рукояток. Кстати, ботинки годятся далеко не все - подойдут лишь узкие, плотно облегающие, с невысоким каблуком. При этом, подошва не должна слишком легко скользить по клавишам.
GA8A4621.jpg

22.
GA8A4615.jpg

23. Система, связывающая клавиши с клапанами, открывающими доступ воздуха в трубы – механическая. Соответственно, чем дальше трубы от исполнителя, тем тяжелее нажимаются клавиши. Скажем, первая клавиатура связана с трубами, находящимися в метре от органиста, её клавиши нажимаются легко и беспрепятственно. А за самые крайние трубы, расположенные в верхней части органа, отвечает четвертая клавиатура – там клавиши продавливаются с некоторым трудом (от нее до труб 13 метров вверх и еще несколько метров налево и направо).
GA8A4619.jpg

24. За внешне непроницаемой и архаичной с виду панелью скрывается современная электронная начинка, дополняющая и без того почти безграничные возможности этого исполина.
GA8A4620.jpg

25. А что же за фасадом? Вот так выглядит изнутри одна из многих комнаток "коммуналки", окружающей гигантский инструмент на нескольких этажах.
GA8A4625.jpg

26. Вот ещё одно жилище для труб этажом выше.
GA8A4627.jpg

27. На заднем плане можно заметить белую коробочку, которая отвечает за поддержание оптимальных значений температуры и влажности.
GA8A4628.jpg

28. Ума не приложу, как можно настроить всю эту махину! И уж тем более, продиагностировать и отремонтировать, если что-то выйдет из строя.
GA8A4629.jpg

29. В руках у хранителя одни из самых маленьких органных трубочек.
GA8A4631.jpg

30. Если не ошибаюсь - это называется язычок.
GA8A4633.jpg

31. А по низу проходят ряды специальных магнитов, благодаря которым в трубах инициируется звук.
GA8A4635.jpg

32. Вот такое творение рук человеческих.
GA8A4613.jpg

Также при подготовке репортажа использованы материалы inavate.ru, vm.ru и ridus.ru


Я в социальных сетях:

         

Подписаться на обновления этого блога

ДОБАВИТЬ В ДРУЗЬЯ!


Recent Posts from This Journal


Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Поражен скоростью появления поста. Я только недавно домой приехал )

Выкроил время специально и на свежих эмоциях всегда лучше работается.

Люблю бывать в ММДМ.

...правда, в последний раз давно был.

Вспомнить бы...
:)
Читали тексты известных книг про одиночество, танцевали танго и играли хорошую музыку.
Я вот помню, как в первый раз оказался в Светлановском зале.
Екатерина Мельникова, органистка, пригласила на свое выступление.

На похоэем как то тыкал пару клавиш


И как ощущения?

тот инструмент был немного по-проще, однако звук инструмента созданного в Йоханнесбурге впечатляет

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В Консерватории акустика все равно лучше

Скажем так, не хуже.

Интересный аппарат. По ощущениям, внутри пробирает?

Я в полном восторге!

Может быть и зря я не пошел :(

КАК ЭТО БЫЛО
Старт цифрового прогресса ознаменовался программируемыми машинами Жаккарда во второй половине XVIII века. А вот начиналось все с обычной тростниковой флейты еще во времена мохнатых предков.
Не сразу, но все же решили сделать ее "многоствольной", каждую на свой тон, поскольку пастухи мамонтов своими корявыме пальцоме не справлялись с правильным извлечением звуков. А водить сурлом по дырам оказалось проще.
Потом кто-то присобачил к ней клавиши с клапанами и "флейта Пана" превратилась в первый оргАн. Затем обнаружилось, что деревянные трубки звучат иначе, чем глиняные, а те в свою очередь по-другому, чем металлические. Прикрутили тогда кучу разных труб большого диаметра из разных материалов. Звук явно обогатился. Появился набор регистров. Из трех уже можно было скомбинировать 7 звучаний, а из четырех аж целых 15.
Орган перестал пищать и обзавелся прекрасным голосом. Кое-кто в странах Балтии даже пошел на рекорд. И вот тут-то управлять инструментом стало сложно, а спецов с музыкальным образованием технического профиля катастрофически стало нехватать. Инквизиция, мля!
Тогда решили хоть что-то автоматизировать. Но тут внезапно русские придумали гармошку, а немцы придумали, как играть на ней губами.© Короче, все развитие цивилизации застопорилось на пару-тройку веков, пока не пришли сроки сдачи в эксплуатацию очередного мега-собора. А поскольку музыка (органная) в западной религии играла о-очень важную роль, то и гранты тогда выделялись на различные изобретения в основном церковью, и в основном таки тем же немцам. Наконец дело как-то сдвинулось. А там уже и частные лица включились в гонку вооружений. Появились шарманки, кинематы всякие, автоматоны, пианолы, музикбоксы и прочая интересная ботва. У моего дедушки даже была одна такая, механическая пианина. Опять таки из Германии притащил. Разобрал я ее в деццтве по глупости. Вобщем, как ни печально, но первенство изобретения компьютеров и MP3 формата все-таки очевидно.
Кстати! А вы знаете в чем главное отличие шарманки от органа?
Первые работают на вакууме, а вторые - на давлении.
А гармошка - на бозоне Хигса.
Вот так.

Впечатляет. Теперь бы послушать, желательно вживую...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account