?

Log in

No account? Create an account
В Испании

nasedkin


БЛОГ ВИЗУАЛЬНЫХ ОСКОЛКОВ

Иллюстрированный журнал Алексея Наседкина


Previous Entry Share Next Entry
Обескураживающие признания школьников
В Испании
nasedkin


Честно говоря, когда я услышал всю эту историю, то слегка оторопел (мягко говоря). Да, разумеется, мне не понаслышке известно о том, чем живёт нынешнее поколение учащихся российских средних школ. Какой у них стиль жизни, какие увлечения и так далее. Однако, кое-что гораздо более важное, всякий раз приводит в оторопь.


"Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах.

Мои ученики – это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов – из Москвы, например – их специально привозят к нам на занятия.

Социальный срез – средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение – 10 занятий – у нас стоит как средняя зарплата по Питеру.

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал “Песнь о вещем Олеге”, с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д.

При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, – приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое “кругозор”). Да что там – какой-то “кругозор” – подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.

В старшей группе из 15 человек (возраст 14 – 16 лет) только двое знали значение слова “иждивенец”, остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:” воин”,” непослушный”, “тот, кто живет один”, “человек, который иждевал”, “кто не подчиняется законам”, “кто сбежал из тюрьмы”, “кто нанялся к бандитам”, “кто рано встает”, “брет – именно так – брет сумашчего” или просто “не знаю” – ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова “навзничь” (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут “дождь пошел навзничь”, “пришел навзничь” и т.д.), практически никто не знает слов “кумачовый”, “пунцовый”, “бирюзовый”, “толченый”, а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово “попадья”.

На прямой вопрос “кто или что это такое” в ответ было напряженное молчание – пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ “жена попа”, остальные отвечали так: “это прорубь на реке”, “яма на стройке”, “след от пули”.

Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один, внимание, ни один человек не смог объяснить значение слова “амбразура”. Ответы: “это когда вскрывают письма и посылки”, “это клетки в зоопарке”, “старые ненужные машины”, “это когда стреляют сразу много кто”.

О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это “Петор первый или третий”, чуть меньше, что “Иван Грозный”, кое-кто, что какой-то “Добрыня” (справедливости ради отмечу, что за ” Добрыню” проголосовал учащийся из средней группы – 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство, то есть все без исключения, не знают, кто написал “Песнь о вещем Олеге”. Этот вопрос задаем и средним и старшим – разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать – у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох, и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме “не знаю”): “крестьянство”,” нестер Летописец, “какой-то писатель”, “композитор Великий”, “музыкант”, “никто”, “церковные люди”, “Виктор Цой”.

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой – слышал только, что он “песни поет”, а когда он жил узнать у него невозможно, т.к. на вопрос “Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?” учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит “до революции”; отвечает: “Ну наверно… я не знаю…”, а на попытку установить, что это за зверь такой “революция” только пожимает плечами.

Зато его одногруппники фамилию “Цой” слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово “пресса”, а уж выражение “желтая пресса” и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант.

Я увидела, что один из них пишет вместо “пресса” – “кресо” и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: “Растение, наверное, дерево какое-то…не знаю!”. Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: “Мандельштам, Коллонтай, Бабель – кто из них женщина?”. Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с “рыжей ветки”, а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина – это Бабель.

Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:” Мандель Штамп”,” Майдельшталь”, “Манданштан”, а вчера наша картотека пополнилась вариантом “Миммельштой”. Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: “Фалафель, Барто, Пухто – кто из них женщина?” Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали “Пухто (вариант – “Пахто”), большинство предпочли ответ “Фалафель” (у одной – “Палафель”).

Есть миф, что, мол “дети” (“детишки” даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию – большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос “Кто изобрел социальную сеть Фейсбук” сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало.

А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии – Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе.

А один написал, что нет такого народа – “это брет” (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья это “бочка на воде” из двух вариантов ответа он сделал один.

Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер (некоторые пишут “немцы”). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (учащийся 8 класса, 14 лет) указал 1941-1998г., а другой 12 лет – с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы правильные.

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: “В христианстве – Библия, а в мусульманстве?”. Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: “мусульмане”, “книга”, “деньги”, карант”, “мангольство”, “будда”, “молитва”, “анти библия”, “история”, “свитки”, “алах” и т.д. А вчера коллекция пополнилась ответом “кармен” (отвечал ученик 8 класса).

В конце идут вопросы “блиц”: любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: “нет”."



Преподаватель из Петербурга Наталья Романова.

История эта довольно известная и не такая уж новая. Да, мы (ворчащие старики) можем тысячу раз доказывать отпрыскам, что "Аквариум" и "Звуки Му" куда круче, нежели ЛСП и PHARAOH. Но ведь есть константные и объективные вещи. Если учитывать, что качество образования все последние годы продолжает лишь неуклонно падать, легко представить, какие итоги будут у года нынешнего. Предпосылок-то к "свету в конце тоннеля" никаких нет.



Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

       

НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!

Subscribe to  nasedkin

Recent Posts from This Journal


Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.

Кстати уже анекдоты про Чапаева не актуальные))))

Это ж классика :)

Эти дети станут потом депутатами и будут писать населению России законы, в которых будут утверждать что государство им ничего не должно.

Слишком радужно, депутатами-то!

цифровая квазидебильность , если по Курпатову. Это из-за интернета , точне из-за интернетных стрелялок-бегалок.

О, да. Доктор Курпатов - сила :)

То ли ещё будет!

Надеюсь, это временный провал...

Это и сегодня актуально, но источник от 2016 года.))

Да-да. Представьте, что происходит в 2019-м...

Невозможно знать всё про всё, но каждому знающему всегда хочется доказать, что он знает что-то лучше других. Отсюда такие интересные, но унижающие достоинство других людей опросы. При этом наверняка у задающего вопросы есть и собственные пробелы если не в знаниях терминов и фамилий, то в чём-нибудь другом. Вот, например, автор вопросов, критикуя образование, не подумал, что современным детям приходится осваивать технологии не на уровне знания пары-тройки не очень-то значимых слов (да какая разница, какая фамилия у автора фэйсбука или чего-то там ещё, вся история пропитана новаторами, всех не запомнить), а на уровне быстрой ориентации в новшествах там, где для них актуальнее.

Да, они не могут придумать, с чего начать поиск знаний, но это как раз вина "тестового" образования, которое проверяет кусочки фактов, убеждая, что без их знания ребёнок пропадёт по жизни. А нужно было проверять систему знаний, но это - сплошная логика, связь между фактами, понимание сути явлений и пр. и пр., и как раз на её изучение уже почти нет времени в школах - нужно ведь натаскивать на ЕГЭ, которое и проверяет уровень образованности по типу "какая фамилия, в каком году, кто автор, кто лишний...". Так что автор опросов сам же ведёт к интеллектуальной деформации молодёжи, программируя детей не на понимание сущности явлений, а на тупое и бессмысленное запоминание того, что по жизни вообще не нужно. Ну ладно классика, но в опросах столько того, что вообще не имеет значения...

Конечно, меня можно обозвать необразованной, но, честно говоря, мне давно надоело подтверждать тот свой уровень образованности, который я сама же потом буду воспринимать как очень низкий именно из-за отсутствия жизненности знаний. Вот у людей: воспитания - ноль, культуры - ноль, уважения к другим - ноль, умения сохранять традиции и духовные ценности - ноль, но зато они знают пару десятков слов, которые я не знаю или не помню... По мне, так лучше бы и они те слова не знали, а были бы просто умными, хорошими людьми. Впрочем, такое ощущение, что весь ум для них тоже заключается в запоминании и воспроизведении слов, а не в умении их применять по жизни...

... нужно.... проверять систему знаний,........ логика, связь между фактами, понимание сути явлений......., и как раз на её изучение..... нет времени в школах - нужно натаскивать на ЕГЭ, которое и проверяет уровень образованности по типу "какая фамилия, в каком году..."

Дело в том, что как раз ЕГЭ (или другой современный аналог тестового экзамена) и проверяет "систему знаний,.. логику, связь между фактами". Вы или не так поняли, или где то увидели худший вариант ЕГЭ.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Чему удивляться если треть их родителей уверены что Солнце вертится вокруг Земли.

Ну не знаю, не знаю..Помница учащихся того самого заведения, где учился Цой направили разрисовать стены фойе школы. И кто то додумался раздать клочки бумаги и под диктовку написать предложение:"На террасе вблизи конопляника небезызвестная вдова коллежского асессора Агриппина Саввична потчевала исподтишка винегретом из моллюсков местного подьячего Аполлона Филипповича под аккомпанемент виолончели и аккордеона". Самое большое количество ошибок допустил паренёк. который потом участвовал в реставрации Екатерининского дворца.. Он допустил 42 ошибки. И меньше всех ошибок допустили шестиклассники. 4, пять ошибок примерно у всех..Одна из взрослых девушек написала ; фикаланчели. Она не знала что это такое, но пообещала узнать и исправиться.. У современных детей есть подсказчик.. разберутся..Будут ли запоминать? Тренировать свою память и думать своей головой.. это решит каждый сам для себя..

сколько в этом тексте русских слов? - Этот искусственный текст, т.е. бессмыслица,ересь загажен до абсурда и предела.

Edited at 2019-02-23 03:54 pm (UTC)

Откуда у них знания? Они мало читают.

Всё так. На компе не особо почитаешь, а на ридеры как-то прошла мода вроде...

Краткосрочные десятидневные курсы стоимостью средней зарплаты по Питеру. Для кого они? Кто на них идёт? Может всё дело в том, что на эти курсы и идут те, кто не в состоянии правильно ответить на тот опросник?

Это курсы для каких детей? Для отстающих в развитии? Тогда ответы нормальные.

Было бы смешно, если бы не было так грустно...

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Кстати, а кто написал эту книгу, ту что в тексте у автора?

Мечта Ельцина сбылась - он по приходе во власть направил образование в унитаз.

Ну, впрочем, вы сами не особо грамотно написали...

Ну шо сказать за Бабеля?

Конечно таки женщина. По имени Мандель Штамп.


"Бабель" от слова "баба", так что всё логично!
)))

Это тесты не о качестве образования. Они показывают, что данные детеныши родились в результате спаривания животных. И росли в норе. И это данность, которая четко прослеживается во всем поведении особей данной популяции всех возрастов. Даже когда они не произносят ни слова.
Поэтому и их обучение правильнее было бы назвать дрессировкой. Тем более что оно ею и является. Ибо дрессировка полностью выполняет функцию подготовки детенышей для успешного проживания на этой территории. Или в этом государственном образовании, если вам угодно.