?

Log in

No account? Create an account
В Испании

nasedkin


БЛОГ ВИЗУАЛЬНЫХ ОСКОЛКОВ

Иллюстрированный журнал Алексея Наседкина


Previous Entry Share Flag Next Entry
Так уничтожают самое ценное в жизни москвичей
В Испании
nasedkin


Лес рубят - щепки летят. Это крылатое выражение теперь можно воспринимать буквально. Во всяком случае, властям уже мало имеющихся у них свободных площадей. Каток под отвлекающим названием "город, удобный для жизни" подминает под себя последний, ранее считавшийся неприкосновенным рубеж. Национальный парк "Лосиный Остров". Крупнейший столичный лесной массив.


Лосиный Остров — уникальный национальный парк, единственное место в Москве, где можно ехать по лесу на велосипеде много часов и встретить лося. На парк не первый год засматриваются застройщики, и не первый год на его территории находят незаконные вырубки и объекты. Однако еще никогда национальному парку не угрожало так много опасностей.

Для строительства дублера Щелковского шоссе и торгового центра из парка хотят исключить 140 гектаров, что больше площади парка Горького

Изначально из состава Лосиного Острова хотели вывести 100 гектаров земли. В марте 2019 года об этом губернатор Подмосковья Андрей Воробьев попросил премьер-министра России Дмитрия Медведева. Однако позже цифра выросла до 120 гектаров, а через месяц — до 140. Все это ради дублера Щелковского шоссе длиной 19 километров (110 гектаров) и строительства торгового центра в совершенно другом месте на Ярославском шоссе (30 гектаров). Стоимость дублера составит 37–45 миллиардов рублей. Сейчас проект постановления правительства об изъятии 140 гектаров находится на согласовании в правительстве.

Лосиный Остров — уникальная природная территория, самый большой в мире лес в черте города. На его территории обитают около 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев, а также четыре вида птиц, занесенных в Красную книгу. По словам эксперта по особо охраняемым территориям Михаила Крейндлина, лоси рядом с новой восьмиполосной трассой жить не станут и уйдут в глубь леса, а мелкие животные никуда не уйдут и погибнут. Кроме того, если раньше животные могли перейти через трассу и оказаться в Горенском лесопарке, то теперь для этого им понадобится перейти две дороги, что уменьшает их шансы на выживание. Животные могут оказаться зажаты меж больших дорог.

«Если бы это был национальный парк площадью миллион гектаров, то вырубка была бы незначительной потерей, но для Лосиного Острова 140 гектаров уничтоженной территории — это большой ущерб», — считает эколог Михаил Крейндлин.

Главная претензия к проекту в том, что он нарушает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (33-ФЗ), в котором прямо написано, что «земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности». Также проект нарушает Положение о национальных парках.

Эколог Общероссийского народного фронта Антон Хлынов считает, что «руками федерального правительства кто-то пытается узаконить незаконную стройку». По его словам, ситуация с Лосиным Островом — это прецедент, поскольку «произвольно меняются границы особо охраняемых природных территорий в угоду бизнесу». Гринпис указывает на то, что Верховный суд неоднократно признавал, что у нацпарков нельзя отнимать земли.

Минприроды хочет схитрить и показать, что вырубка деревьев для дороги не навредит национальному парку

Для этого предлагается присоединить к Лосиному Острову Горенское и Монинское лесничества общей площадью 1 800 гектаров (сейчас общая площадь Лосиного Острова равна 11,6 тысячи гектаров). На деле эти два лесничества никак не связаны с Лосиным Островом: первое отделяет от нацпарка Щелковское шоссе и поселок Восточный, а второе находится еще дальше, за несколькими населенными пунктами и еще одной дорогой. Занятно, что в постановлении правительства и его обсуждении о расширении нет ни слова об изъятии земель Лосиного Острова.

Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев уверяет, что лесу не будет нанесен ущерб: «Первое, что мы сделали, понимая, что и экологи, и жители беспокоятся о состоянии леса, о состоянии парка, мы добавили порядка 2 тысяч гектаров дополнительно к Лосиному Острову, а для строительства дороги нам нужно вывести чуть более 100».

Расширение границ Лосиного Острова — это всего лишь формальное изменение, которое, по сути, ни на что не влияет. Судя по всему, решение о строительстве дублера принято давно. Так, еще в 2015 году Лосиный Остров за 69 миллионов рублей заказал координатное описание границ парка с учетом расширения его территории. При этом на сайте парка новостей о предполагаемом изъятии территории нет.

Новая дорога породит еще больше пробок

По задумке, дублер должен разгрузить Щелковское шоссе. При этом шоссе уже реконструировали несколько раз: там построили шестиполосную эстакаду, а также построили боковые проезды (по сути дублер дороги). Таким образом, в некоторых местах ширина Щелковского шоссе — 14 полос. По оценкам департамента градостроительства, пропускная способность дороги увеличилась на 30%.

Урбанист Аркадий Гершман уверен, что дублер не решит проблемы с пробками, а только ухудшит ее. «Расширение кажется интуитивно правильным решением, потому что с одной стороны МКАД будет много полос и с другой стороны много полос, — считает Гершман. — Но в долгосрочной перспективе это совершенно не решит проблему пробок, потому что сейчас пробки отпугивают людей, и из-за них многие используют электрички и общественный транспорт. Но когда построят шоссе и в первые годы ситуация немного улучшится, случится спровоцированный спрос и эти люди сядут за машину. Чем больше дорог мы делаем, тем больше машин по ним ездит. Эту закономерность выявили еще в прошлом веке».

На замену дорогому строительству урбанист предлагает подумать над общественным транспортом: пуск трамвая или создание выделенной полосы для общественного транспорта из Москвы в область с экспрессами повысит пропускную способность шоссе. «В рамках одной полосы обычно едут 1000 человек в час. В одной машине находится 1,3 человека, которые и создают пробку. Если же мы говорим о выделенной полосе для автобусов, то на ней может ехать до 5 тысяч человек в час. А трамвай позволяет перевозить десятки тысяч человек в час. Важно повышать не просто количество полос, а эффективность дороги. К тому же если сейчас через шоссе вечером проезжает условно 5 тысяч машин в час, то, когда дорогу расширят, в Москву будет въезжать условно 15 тысяч машин в час. Машины будут разъезжаться дальше по улицам, и мы ухудшим транспортную ситуацию во всем городе», — объясняет Гершман.

На территории парка незаконно строят торговый центр площадью 30 гектаров. Строительством занимался сын генпрокурора Артем Чайка

Из территории парка исключают не только землю под строительство дороги, но и 30 гектаров около Ярославского шоссе. Здесь очередной ТЦ уже несколько лет незаконно строит группа компаний «Ташир» (которая построила «Ереван Плаза», «Европарк», три торговых центра «Рио» и другие). Стройка нарушает 33-й Федеральный закон. В 2018 году против объекта выступал Общероссийский народный фронт. На строительство 2-этажного здания с бутиками, кинотеатром и ресторанами планируют потратить 300 миллионов долларов. Сотни свай под будущий фундамент уже вбиты, хотя, согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях национальных парков запрещена любая деятельность, которая может «нанести ущерб природным комплексам и противоречит целям национального парка».

Любопытно, что строительство ведет компания «Георесурс», которая до лета 2018 года на треть принадлежала Артему Чайке (сыну генпрокурора РФ), а еще на четверть — самой компании «Ташир». Сейчас, впрочем, доля Чайки отошла компании «Марьина Роща Плаза» — владельцу ТЦ «Райкин Плаза», который в конечном счете связан с тем же «Таширом».

Еще один торговый центр уже отсудил у Лосиного Острова 17 гектаров земли

Презентация туристско-торгового комплекса «Абрамцево» площадью 320 тысяч квадратных метров была еще в 2008 году. Девелопер проекта ООО «Крона-Маркет» обещал открыть торговый центр в 2009 году, но выяснилось, что строить хотят частично на особо охраняемой территории Лосиного Острова (104-й километр МКАД, возле Хабаровской улицы). Владелец земли, компания ТТК «Абрамцево», много лет судился с администрацией Балашихи и Росреестром, чтобы доказать, что территория их будущего торгового центра не является особо охраняемой и не принадлежит парку. Суд всегда вставал на сторону Лосиного Острова. Однако в июле 2018 года суд решил, что все предыдущие решения за пять лет были неверными и земля (около 17 гектаров) все-таки не принадлежит парку и не является особо охраняемой территорией.

Через Лосиный Остров хотят провести еще одну большую дорогу

По схожей схеме с присоединением новой территории через Лосиный Остров хотят проложить Северо-Восточную хорду. Сейчас дорога уперлась в Лосиноостровскую улицу, однако, по плану , будет проходить прямо в парке, от района Богородское до Ростокина рядом с линией МЦК. Власти планируют проложить восемь километров дороги с шестью полосами движения. А также съезды транспортной развязки, шесть эстакад. Ущерб от вырубки деревьев для строительства предлагается компенсировать опять же присоединением к Лосиному Острову новой территории. На этот раз — 76 гектаров парка «Сокольники» (общая площадь парка — 599 гектаров). При этом в проекте и пояснительной записке к нему снова нет ни слова об изъятии земель под строительство дороги. Против объединения земель выступают и некоторые любители «Сокольников», которые считают, что после изменения статуса их парк превратится в «лес Бабы-яги».

Урбанист Аркадий Гершман давно критикует проект четвертого хордового кольца и в частности Северо-Восточную хорду: «Этот дорогой проект будет обслуживать очень небольшое количество людей. Потому что в Москве в течение суток на машинах перемещается лишь 20 % жителей. И эта дорога ухудшит положение огромного количества местных жителей. Хорда нарушает связи между районами, с нее очень мало съездов в районы, и она становится рукотворной рекой, через которую люди не могут ни перейти, ни переехать. Людям приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы перейти с одной стороны дороги на другую. Получается, мы за очень большие деньги режем город и создаем неудобства для всех».

Ранее Северо-Восточная хорда уже затронула другой парк. Так, «Усадьба Кусково» лишилась как минимум 12 гектаров земли. Местная активистка Дарья Громова говорит, что вырубили 20 гектаров.

Прямо в лесу строят жилой комплекс

Прямо в лесу планируют построить жилой комплекс «Сказочный лес». Квартиры в 26-этажных домах на Лосиноостровской улице (владение 45) уже продают покупателям, несмотря на то, что разрешения от Минприроды на строительство еще нет. И по идее, его и не должно быть, потому что охранная зона Лосиного Острова — 150 метров, и на этом расстоянии от леса нельзя ничего строить. Представитель «Сказочного леса» сообщил, что разрешение от Минприроды точно дадут, потому что уже есть «разрешение на строительство от города».

Это не первое незаконно построенное жилье в Лосином Острове, ранее в нацпарке уже построили «Гольяново-парк»: четыре четырехэтажных дома. При этом строительная компания «Эверест Эссет Менеджмент» пыталась оспорить в суде принадлежность земли к Лосиному Острову. В итоге компания проиграла суд, но здания к тому моменту были уже почти построены. Сейчас они одиноко гниют возле нацпарка. На сайте «Яндекс. Недвижимость» указано, что обещанный срок сдачи незаконных домов — второй квартал 2019 года.

Местные жители борются, но пока безрезультатно

Протестующие запустили петицию в защиту границ нацпарка, которую подписали более 124 тысяч человек. Жители ближайших к парку районов обращались в Минприроды, администрацию президента, прокуратуру, правительство, министерство транспорта, Госдуму. 17 мая они инициировали круглый стол на тему сохранения парка в Мосгордуме, а на следующий день на Гольяновском пруду прошел митинг в формате встречи с депутатом Валерием Рашкиным. В начале же месяца у здания Минприроды прошла серия одиночных пикетов против застройки Лосиного Острова. У протестующих против вырубки Лосиного Острова есть группа в Facebook, ВКонтакте и Телеграм-канал.

Российское отделение Гринпис просило генерального прокурора предостеречь Минприроды о недопустимости изъятия земли из территории нацпарка. О нарушении закона при строительстве торгового центра в Минприроды, Росприроднадзор и Генпрокуратуру направил письма Сергей Митрохин. Председатель совета депутатов Красносельского округа Илья Яшин предлагает массово отправлять сообщения в электронную приемную правительства и критиковать проект, по которому из территории парка хотят изъять 140 гектаров.

Руководство Лосиного Острова хочет вырубить еще 90 гектаров деревьев

В 2016 году Лосиный Остров сильно пострадал от урагана: многие деревья вывернуло и сломало ветром. Чтобы очистить лес от погибших и опасных для посетителей деревьев, руководство парка хочет провести сплошные санитарные вырубки — то есть, по оценке руководителя лесного отдела Гринпис Алексея Ярошенко, уничтожить 90 гектаров деревьев, среди которых многие здоровы. Санитарные рубки проводятся для борьбы с вредителями и болезнями леса. Обычно во время рубки уничтожаются все деревья на территории. Ярошенко считает, что руководство парка выбрало самое простое решение: пригнать тяжелую технику, все уничтожить, а потом искусственно на ровной территории посадить новые деревья. По словам эколога, в парке уже пошло естественное восстановление, поэтому санитарную рубку проводить нельзя.

Гринписа предлагает отменить сплошную рубку и убрать только опасные деревья и оставить их гнить в лесу. По мнению Ярошенко, это дешевле, чем рубить все, но более сложная работа. Также эколог указывает на плохое качество последних санитарных вырубок в Лосином Острове: «Когда я пару лет назад попал на такую вырубку, у меня было ощущение, что я на исторической реконструкции, потому что там работала техника 70-летней давности, которая показывала, как рубили лес в тайге в середине ХХ века. Никакого бережного отношения к лесу. Причем большинство посаженных новых деревьев погибли».

Охранную зону рядом с парком хотят сократить с километра до пяти метров

В марте 2019 года Минприроды предложило еще один проект, который ухудшает сохранность лесов и заповедников. Ведомство хочет сократить минимальную площадь охранной зоны охраняемых заповедников с километра до пяти метров, то есть в 200 раз. Охранная зона — это территория вокруг заповедника, на которой запрещены основные виды хозяйственной деятельности (охота и строительство), она нужна для плавного перехода в лес, поскольку многие животные выходят за его границы. Также, согласно проекту, в охранной зоне разрешаются любительская охота, выборочные рубки леса, разведка и добыча полезных ископаемых.

Сейчас у Лосиного Острова средняя длина охранной зоны — 150 метров, но после 2022 года она может сократиться до пяти метров. В Минприроды согласны, что пять метров — это недостаточно для охранной зоны, но добавляют, что у большей части заповедников и нацпарков этой зоны не существует вовсе. Однако с новым постановлением в пяти метрах от Лосиного Острова можно будет официально построить торговый центр.

Материал подготовил Андрей Яковлев, "The Village".




Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

       

НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!

Recent Posts from This Journal


Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
у нас в стране вообще лес вырубают беспощядно(((

Живут одним моментом, а потом сбегут...

Спорный вопрос, нужен ли еще один торговый центр

А чего тут спорного? Их более чем достаточно.

Это не первое и не последнее, что уничтожается , к сожалению

По-моему, нарушено всё, что можно нарушить. Но деньги важнее.

Всё именно так. Потому и продолжается это всё.

Ужасно. Это ужасно! Но деньги правят миром и ничего святого нет ни у кого

Лосиный остров жалко, а Гершман веломудак и я его ненавижу!

Обидел он вас что-ли ?

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

И где протестующие?
А точнее, кто выгодоприобретатель?

Протестующих очень мало, увы :(

По мне, так это невинные шалости по сравнению с возведением многочисленных МСЗ по всему Подмосковью.
Даёшь канцерогены всем москвичам и подмосквичам!

Ну то вообще без комментариев...

Лес жалко.
Но выдвигать в противовес идеи дурбанистов о том, что строительство дорог приводит к самозарождению дополнительных автомобилей в городе - это плохой способ помочь лесу.

Трагедия XXI века в том, что любая обезьяна, научившаяся стучать по клавишам, считает, что может спорить с учёными.


Перенести административный центр из Москвы, хотя это страшно дорого. Потом окупится. А Москва чуток опустеет и новые стройки не понадобятся...

Если перенести административный центр из Москвы, то это грозит нехилым коллапсом как для Москвы, так и для России)Лет на 5, как минимум)


Просто сил нет на эти безобразия смотреть!!
Инициаторы вырубок планируют жить-то где?


Очередные "защитники химкинского леса" или "домиков крабиков на месте будущего крымского моста".
Вообще всех "зеленых" следует по презумпции считать мошенниками.

Хотя с природой капитал-его препохабие обращается безобразно, вопли "зеленых" практически всегда не имеют к защите природы отношения.

Москва всё-таки не для лосей. Надо выбирать: или автомобили, или лоси.

  • 1