В чём принципиальная разница между порталами "Православие и мир" и "Русская народная линия"? На первом - просвещение, гуманизм, сострадание. На втором - мракобесие, нетерпимость, агрессивное навязывание. Второй нападает на первый, а первый на второй - нет. Вот и знаменитое творение, в котором речь идёт о вечных ценностях, также до сих пор воспринимается полярно.
В 1970 году тогда ещё не почивающий на всевозможных лаврах молодой британский композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт-"песенник" Тим Райс написали рок-оперу "Иисус Христос – Суперзвезда", которая уже спустя год прогремела на Бродвее. В мюзикле тогда задействововали известных музыкантов - Иэна Гиллана (того самого), Мюррея Хэда, Майка Д'Або, Виктора Брокса, Пола Рейвена, Ивонн Эллиман и ещё добрый десяток дарований. Они же приняли участие в записи одноимённого альбома, сразу же возглавившего первые строчки хит-парадов в 1971-1972 годах.
С момента премьеры опера получила огромную популярность во всем мире, её экранизировали, ставили на сценах лучших театров, а синглы с отдельными ариями разлетались, как горячие пирожки. Понятно, что СССР, как водится, оказался ни с чем: евангельская тема с одной стороны и "тлетворная" западная музыка с другой. И если русская православная церковь в тот момент оказалась вообще в стороне от каких-либо дискуссий (как можно говорить о том, чего "нет"), то католическая ожидаемо без особого восторга восприняла неканонический сюжет и "неправильную" трактовку Евангелия.
По признанию самого Райса, Христос представлен в опере популярным и даже легендарным персонажем, но вовсе не богом. Человеком, который слишком экзальтирован, который уже подустал от своей миссии и не понимает, зачем он вообще ввязался во всю эту историю. Кстати, на его фоне Иуда предстаёт куда более разумным, прагматичным и здравым гражданином, совершающим предательство Иисуса из опасений, что его миссионерская деятельность спровоцирует конфликт с Римом. Он вроде хочет как лучше, он искренне спасает себя, Христа и его учеников от больших неприятностей. И лишь узнав, что того ждёт смерть, Иуда обвиняет главного героя в том, что он изначально всё знал (раз уж он сын Божий), и отвёл ему такую незавидную роль.
Понятно, что рок-опера – всего-то авторская версия Евангельского сюжета. Как и многие другие значительные произведения мировой культуры, использующие христианскую тему. Просто тема эта предполагает, что художник будет балансировать на очень любопытной грани между религиозной пропагандой и ересью (опять же, с точки зрения канонического христианства). Именно поэтому любая светская версия подобной истории по мнению ряда воцерковлённых - эпатаж, провокация и даже пресловутое оскорбление чувств. За примерами далеко ходить не надо.
И это во всех отношениях потрясающее произведение - не исключение. Большому количеству православных верующих оно традиционно не нравится (несмотря на фантастическую красоту мелодий и аранжировок), но парадокс в том, что как раз-таки оно привело в своё время ищущих людей и к Евангелию, и собственно, к вере. Им рассказали историю Христа на понятном языке. Многие пережили настоящий духовный переворот, вышли из невежества и нигилизма (не путать с атеизмом и агностицизмом).
Насколько это работает сегодня в современной России, не знаю. Однако как бы то ни было, лишний раз переслушать-пересмотреть уэбберовскую сказку, придя на спектакль, поставленный петербургским театром "Рок-опера" в сотрудничестве с продюсерским центром "Ноосфера", лично для меня было превеликим удовольствием.
Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:
 
НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
Journal information