
Глубинный не в новомодном понимании, а скорее скрытый, параллельный. С одной стороны, на поверхности тогда были съезды КПСС, продовольственная программа, ракеты, вера в светлое будущее. С другой - железный занавес, цензура, дефицит, нищета, пьянство, серость, безысходность. Однако было и кое-что ещё.
Конечно же, речь об искусстве и вообще о творчестве. И период застоя в этом смысле видится довольно своеобразным. Искусствоведы отмечают, что сама эпоха 1970-х – середины 1980-х годов оказалась насыщена интеллектуальными спорами и поисками, поскольку в ситуации бегства от официальной идеологии критически мыслящие люди были вынуждены существовать и развиваться в профанной советской реальности и воображаемых мирах.
Именно этому и посвящена выставка под названием "НЕНАВСЕГДА. 1968-1985", открывшаяся на днях в Третьяковке на Крымском валу.

Вот что говорят её организаторы: "Выставка включает в себя восемь разделов, в которых раскрываются ключевые темы эпохи: «Ритуал и власть», «Соц-арт», «Религиозный мистицизм», «Деревня», «Детство», «Сообщества», «История и остановленное время», «Исчезновение». В выбранных темах феномены официального искусства соотносятся с феноменами андеграунда и альтернативной культуры по принципу действия кривых зеркал. В каждом разделе собраны варианты эскапизма, способы обмануть время, чтобы выйти за пределы советской реальности и еще дальше — за пределы реальности как таковой."
Конечно же, всё это нужно видеть собственными глазами, а я пока покажу вам лишь некоторые особенно яркие моменты.
1. При входе зрителя сразу же встречает Дорогой Леонид Ильич и... угадайте, кто.

2. Леонида Ильича здесь, естественно, немало.

3. Помимо картин и скульптур на выставке также небольшие включения интерактива, как правило, в виде эпизодов из художественных фильмов того времени.

4. Атмосфера соответствующая.

5. Съезды КПСС максимально наглядно.

6. В тени соцреализма скрывалось немало артефактов, довольно оригинальных даже по нынешним меркам.

7.

8. Легендарные Комар и Меламид, основоположники соц-арта.

9. Как вам такое видение встречи Солженицына и Бёлля?

10. Творчество гениального Норштейна меня зачаровывало с раннего детства и здесь я тоже, что называется, залип.

11.

12. Афиши к позднесоветским фильмам.

13. Ну и пройдёмся немного по персоналиям, которые мне показались наиболее любопытными. Виталий Линицкий. "Видение 1. Явление семи светильников и триипостасного образа" (1965-1977).

14. Наталья Пархоменко. "Жизнь вечности с её проявлениями. Точка жизни. Улыбка вечности" (1978).

15. Виктор Попков. "Хороший человек была бабка Анисья" (1971-1973).

16. Дмитрий Плавинский. "Уходящая старина" (1975).

17. Майя-Нора Табака. "Музыка" (1984).

18. Николай Ерышев. "Колхозный рынок" (1980).

19. Борис Тальберг. "Тет-а-тет" (1977).

20. Валерий Черкашин. "Конец хиппи. Неделя пострижения" (1972).

И это только малая часть!
На заглавном фото: Валерий и Римма Герловины. "Голое платье" (1977)
Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:
НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, СССР.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
В наше время это так актуально!
А вообще - интересно посмотреть на все это. особенно тем, кто не видел.
Кстати, и все это существовало не ВОПРЕКИ, а БЛАГОДАРЯ тому, что было "на поверхности".
Догадайтесь, зачем нынешняя буржуазия и её лакеи с таким упорством и растратой средств клевещут на СССР?
Напомню, что в Союзе строили коммунизм только до 1953 года, а затем повернули вспять в капиталистическую помойку через "развитой социализм". Теперь в нём гниём.
а затем повернули вспять
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.