
На самом деле, моя жизнь в те годы была приблизительно такой же, как и у большинства детей в семьях московской интеллигенции - родителям приходилось придумывать разнообразные способы чтобы как-то подзаработать (по возможности оставаясь в рамках своей специальности, в данном случае - врачебной) в условиях нещадно девальвирующейся национальной валюты и идентичного роста цен.

На фото я и наш пёс Рэй, 1990 год
Стоит ли говорить о том, что мои родители в те годы нарождающегося дикого капитализма даже и не мыслили о том, чтобы как-то баловать меня с сестрой? Да, конечно же, откровенно бедственного положения у нас не было (зато ещё с советских времён был выход на дефицит), но и лишних денег лично у меня в кармане тоже не водилось. А потому приходилось постоянно придумывать, как заработать что-то сверх мизерной институтской стипендии. Я слышал, что некоторые мои сверстники в те годы как-то нереально обогатились, торгуя новомодными компьютерами, завозя шмотки из Турции и перегоняя из Германии автомобили, вот только мне лично подобное ну никак не светило - коммерческого размаха я у себя так и не обнаружил.
Приходилось тупо приторговывать на дядю. То книгами у метро, то ещё перепродавая какое-то барахло, в общем - не самые радостные финансовые воспоминания.

На фото я (слева в тюбетейке) и мой приятель. Он, кстати, был и остаётся заядлым коммунистом, но это никак не мешало дружбе. В 1993-94 я приторговывал в палатке с аудио-видеопродукцией на Арбатской площади в Москве
Однако все эти материалистические неурядицы с лихвой перебивались тем, что в наше "стабильное" время и днём с огнём не сыщешь - безмерной свободой, доходящей до вседозволенности и отсутствием какой бы то ни было цензуры.
Не знаю достоверно, как в провинции, но в Москве и других мегаполисах жизнь в начале 1990-х бурлила неведомыми даже для второй половины перестроечных 80-х красками и звуками. Массово открывались диковинные ночные клубы, организовались гастроли зарубежных рок-звёзд, улицы наводнили коммерческие ларьки с непривычно разнообразным ассортиментов товаров по таким же непривычным ценам, а чуть позже появились и первые супермаркеты. Царила повсеместная движуха.

В клубе "Пилот". 1994 год
Забавный момент тех лет - на развалах около метро совершенно спокойно продавались порногазеты, если кто помнит. Ну то есть реально - лежит газетёнка и там прямо на обложке... ну вы понимаете. А актрису Елену Кореневу с обнажённой грудью на обложке Speed Info помните? Разумеется, я не призываю сейчас подобными вещами восхищаться и призывать их вернуть, но всё же. Поразительная разница с нынешним днём.
Да, в 90-е мы не могли похвастаться пресловутой уверенностью в завтрашнем дне, однако это было самое настоящее время возможностей, никто ни в чём тебя не ограничивал, вожжи были отпущены, тормоза отжаты. Как тогда говорили - "деньги валяются под ногами, нужно лишь потрудиться их поднять".

В Крыму. 1997 год
Вот один из самых важных маркеров свободы тех лет, который я не устаю приводить в пример. Мы могли играть и петь песни на Арбате, нам могло это надоесть и тогда мы со своими гитарами и флейтами перемещались на... Красную площадь! Да-да, именно на это "сакральное" чёрт возьми место. Мы занимались там музицированием часами и никто из ментов даже близко не подходил. Просто представьте подобное сегодня, когда тебя даже с пустым листом бумаге задержат в течение пяти минут.

На концерте, 1994 год
Это и есть та самая свобода в чистом виде, почти полностью вытравленная из нашей жизни за последние двадцать лет. Каким бы Ельцин ни был упоротым политиканом-пьяницей, какие бы загогулины ни выделывал, он никогда не затыкал рты независимым СМИ даже после нещадной ругани и оскорблений в свой адрес.
В общем, тяжело приходилось в 90-е. Но легко.
Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:
НУ И ДОБАВЛЯЙТЕСЬ В ДРУЗЬЯ!
Journal information