Итак, как я уже упоминал, мы в компании prosto_vova
1. Переночевав недалеко от деревни Заозёрье, мы нарядились в резиновые сапоги и приготовились штурмовать пеший семикилометровый путь по гатям до монастыря. "Дорога" в начале мая выглядит так.
2. Кстати, если бы на дворе было не начало мая, а середина лета, пришлось бы надевать скафандры ввиду запредельного количества кровососущих.
3. По ночам пока заморозки.
4.
5.
6. А вот, кстати, и след медведя. Прошёл скорее всего на рассвете, то есть буквально за пару часов до нас. Позже нам рассказали, что косолапые частенько заглядывают на огонёк в обитель. Что ж, идти будет ещё веселее.
7. Через пару километров обнаруживается импровизированный привал с упоминанием старца Амфилохия, о котором речь пойдёт чуть позже.
8.
9. По пути периодически попадаются остатки завтрака хищников.
10. По обеим сторонам от гати начинает вырисовываться настоящее болото.
11.
12.
13. Самое место для весенней любви.
14.
15. Помогаем нашей собачонке штурмовать бездорожье.
16.
17. Присели отдохнуть на мосточке через реку Реконьку. Уж простите за тавтологию. Судя по фотографии - это последние секунды жизни Стаси. Но вроде всё обошлось, Вову удержали :)))
18. Миновав примерно три четверти пути, обнаруживаем ещё один знак, обозначающий тогдашнюю границу монастырских владений. В лучшие времена их площадь достигала 3000 (!) гектаров.
19.
20. Долго ли, коротко ли, но вот мы и подобрались к месту назначения. Накопившаяся после такого марш-броска усталость незаметно исчезла, будто бы её и не было. Мы у ворот Реконьской Пустыни.
21. Это Святые Тихвинские ворота, бывшие когда-то главным входом в монастырь со стороны Заозёрья. Через них осуществлялось транспортное сообщение с Тихвином. А через южные Новгородские ворота соответственно был путь до Новгорода.
22. Монастырь ведет свою историю с XIII века, когда из вод Реконьки была чудесным образом обретена икона Живоначальной Святой Троицы. Это событие стало поводом для основания здесь скита. Историки сходятся во мнении, что в основном пустынь сформировалась на рубеже XV-XVI веков. В 1685 году она поступила в ведение Тихвинского Успенского монастыря, где и числилась до 1764 года, когда была упразднена и постепенно пришла в упадок.
23. Возрождение Рекони принято связывать с именем Андрея Ивановича Шапошникова, уроженца Риги, лютеранца, позже принявшего православие и приехавшего в Россию на заработки. В 1812 году он обосновался в Тихвинском уезде, где ему порекомендовали перебраться в Реконь. Там он некоторое время работал сторожем, в 1822 году принял малое пострижение, а спустя ещё 10 лет стал схимонахом и обрёл новое имя - Амфилохий.
24. Восстановление монастыря стало возможным благодаря титанической настойчивости и упорству старца, ибо во все времена у нас добиться чего бы то ни было у государства представляло собой нечто сродни борьбе с ветряными мельницами. В итоге, за 40 лет (!) битвы за монастырь, сменилось 3 императора, три раза Амфилохия сажали в тюрьму. И всё-таки 13 февраля 1860 года наконец-то вышел императорский указ о восстановлении в Рекони самостоятельного общежительного монастыря.
25. Через некоторое время Амфилохий перебрался в скит в трех километрах от монастыря, где провел два года. Потом он углубился еще дальше - в самую глубь местных лесов и болот. В 15 километрах от Рекони для него срубили небольшую келью. Согласно преданиям, Амфилохий вел жизнь бедную, без излишеств. Питался ягодами и кореньями, которые находил на болотах, спал в землянке на досках, а вместо подушки использовал камень. Несмотря на это, по некоторым данным, прожил Амфилохий 125 лет, из которых 51 в Рекони.
26. С 1860 года монастырь отстраивался под руководством присланного сюда с Валаама иеромонаха Даниила, ставшего настоятелем Реконьской пустыни. А в марте 1865 года обители было отведено 120 десятин земли из Рудногорской лесной дачи. в 1875 году весьма быстрыми темпами начато масштабное каменное строительство - однокупольный собор, трехъярусная колокольня, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (там похоронен Амфилохий и первый настоятель восстанавливаемой пустыни о. Даниил), хозяйственные постройки и ворота. Таким образом, благополучная жизнь Рекони продолжалась вплоть до революции 1917 года, после чего всё снова стало приходить в уныние, разброд и прочие шатания.
27. Миновав Святые ворота, приближаемся к маленькому заброшенному погосту с церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Самое свежее захоронение здесь относится к 1959 году.
28.
29. А это надгробная плита XIX века над могилой монаха, пришедшего в пустынь с Валаама. Здесь же, рядом с церковью расчищено и выложено кирпичом место, где стояла древняя деревянная Троицкая церковь, ныне хранящаяся в музее Витославлицы в Новгороде.
30.
31. В храме установлены самодельные колокола, вырезанные из кислородных баллонов. На окнах в 2009 году добровольцами установлены стеклопакеты, деньги на которые собирали буквально всем миром. Кстати, купол храма выложен кирпичом.
32. Церковь действующая, периодически здесь проводятся службы. Церковная утварь также собрана в основном из подручных материалов.
33.
34.
35. Поднялись наверх и стали свидетелями очередного маленького чуда. Как вы понимаете, в такой глухомани не то что интернета, да и просто мобильной связи нет. А здесь Вова ударил в колокол и ему на телефон мгновенно пришло несколько уведомлений и "лайков". И всё опять исчезло.
36. Деревянный крест с табличкой, поставленный в память о чудесном обретении иконы св. Троицы. Рядом с крестом лежит поросший мхом камень с практически нечитаемой надписью, также свидетельствующей об этом событии.
37. Тут же неподалёку кусок брони со времён войны. В этих местах проходили бои.
38. Одно из ключевых строений монастыря - монументальный Троицкий собор, к сожалению, почти полностью разрушенный. На стенах можно заметить следы от осколков снарядов. А наверху, вокруг остатков купола целый еловый лес.
39.
40. Полы внутри собора почти полностью отсутствуют, как в результате общего запустения и увядания, так и от рук многочисленных кладоискателей.
41.
42.
43. А вот четырёхъярусная колокольня, стоящая чуть поодаль, наоборот - вполне неплохо сохранилась. На второй ярус мы даже забирались.
44. Сегодня в Рекони проживает один монах - о. Симеон. В хозяйственных делах ему помогает староста Виталий из Тихвина (на переднем плане) и несколько рабочих. Кстати, у Виталия есть странички в Сети - http://vitalii-tixvin.narod.ru и http://vk.com/club20221438. Там много любопытных подробностей, рекомендую.
45.
46. Выпили с ребятами
47. Сам монах проживает вот в этой бытовочке (никогда бы не угадал). Внутрь залезать мы, разумеется, не стали, как и фотографировать о. Симеона. Старец, кстати, оказался крутой - хлопотал вокруг по хозяйству, юморил. В общем живчик такой.
48. Землянка. Видимо, со стратегическими запасами.
49. И ещё сопутствующие постройки.
50.
51. Мы же немного помогли ребятам по хозяйственным делам, да и засобирались в долгий обратный путь.
52.
Что я могу сказать? Пожалуй, лишь банальные вещи. В таких местах не только безупречная экология (в физическом смысле), но и благоприятная среда для прочистки мозгов. Во всяком случае, мысли в голове после этого обрели, как мне показалось, правильное направление. И печально, конечно, что подобные островки полуживой красоты, разбросанные по всей России, совершенно не обихаживает ни государство, ни РПЦ.
Мы же, добравшись до лагеря, поехали дальше, но это уже совсем другая история. Обязательно расскажу в ближайшее время.
При написании фоторассказа использованы материалы с сайтов towns.ru, photosla.narod.ru и avtokosmos.ru.
________________________________________
Также я в Facebook и Instagram. Жду вас!
Добавляйтесь в друзья и вы первыми увидите всё самое-самое!
Все фотографии, размещённые в этом блоге, сделаны мною (если не указано другое).
При некоммерческом использовании любых моих материалов или фотографий, активная ссылка на этот журнал обязательна с указанием автора: Алексей Наседкин. Во всех остальных случаях пишите на электронную почту nasedkin-narco@mail.ru.
Journal information