Алексей Наседкин (nasedkin) wrote,
Алексей Наседкин
nasedkin

Categories:

Шамордино

IMG_6690

В тени знаменитой Оптиной Пустыни, как спутник, притаилась тихая Казанская Амвросиевская обитель, более известная как женский Шамординский монастырь. Добраться до неё можно, если ехать от Оптиной в северном направлении примерно 12 км. Местность вокруг холмистая и даже в серую пасмурную погоду, когда облетели листья и пожухла трава, при подъезде к месту назначения, открывается поистине прекрасный вид.



Обитель (на момент основания она именовалась исключительно общиной) возникла трудами и попечением старца Оптиной пустыни преподобного Амвросия в 1884 году. В конце 60-х годов позапрошлого столетия маленький хуторок близ деревни Шамордино Козельского уезда, принадлежал небогатому помещику Калыгину. Решив поступить в монастырь, хуторянин попросил преподобного Амвросия продать кому-нибудь его имение. Вскоре нашлась покупательница - монахиня Амвросия (в миру - богатая помещица А.Н.Ключарева). По желанию старца планировку барского дома устроили на манер церкви. После смерти матушки Амвросии (1881), согласно ее завещанию, в хуторе устроили женскую общину с тридцатью первыми насельницами. С тех пор отец Амвросий начал хлопотать об устройстве в Шамордине храма. Его соорудили из "калыгинского" дома, надстроив на крыше главку с крестом. Когда храм был готов, преподобный Амвросий сделал официальное представление о его освящении и об открытии женское общины.

Первой настоятельницей обители стала матушка София (Софья Михайловна Астафьева). Она была достойной ученицей старца Амвросия, который называл её не иначе как своей "правой рукой". Официальное открытие общины состоялось 1 октября 1884 года, когда освятили храм в честь Казанской иконы Божией Матери. К тому времени в Шамордине подвизались уже 70 насельниц. Всё строительство и развитие обители шло с ведома Амвросия, который был духовным отцом общины.

1. Главный вход в монастырь.
IMG_6692

2. Зайдя внутрь, обнаруживаешь вот такой "домик", где свалены платки и нечто наподобие юбок. Всё должно быть строго в соответствии с правилами приличия.
IMG_6693

3. Не знаю, зачем висит напоминание о запрете на фотосъёмку - фотографировать на территории разрешено. Нельзя, разумеется, только в храмах.
IMG_6724

В 1885 году Шамордино постиг пожар, а так как все постройки были деревянными, огонь быстро распространился. Бороться с ним не было возможности, потому что единственный колодец находился под крутой горой. Видя безысходность положения, м. София приказала вынести Казанскую икону Богоматери. Как только это было исполнено, пламя повернуло от строений обители. Пожар заставил матушку настоятельницу позаботиться об устройстве в Шамордине водопровода. А 24 января 1888 г. матушка скончалась в возрасте 42-х лет, пробыв настоятельницей всего около трёх лет. Второй настоятельницей стала Евфросиния Розова.

8 июля 1889 года была совершена закладка каменного соборного храма на месте бывшего деревянного, который перенесли на Шамординское кладбище. Строился новый храм по проекту московского архитектора С.В.Шервуда - сына академика В.О.Шервуда, автора здания Исторического музея на Красной площади. Отсюда и такая архитектурная схожесть.

Благодаря меценатам - супругам С.В. и А.Я. Перловым, глубоко почитавшим отца Амвросия и благотворившим Шамординской обители, здесь были устроены приют, больница на 60 коек, богадельня, мастерские: чеканная, золочения по дереву, золотошвейная. Заведены собственные фотография и типография.

4. Вот он, главный храм. Большой.
IMG_6694

5.
IMG_6695

6. По правую сторону какие-то озимые. Интересно, что они там сеют?
IMG_6696

10 октября 1891 года старец Амвросий скончался в Шамордине. Гроб с телом несли 12 вёрст до Оптиной пустыни, передавая из рук в руки.

8 июля 1901 года община была возведена в степень монастыря и переименована в Казанскую Амвросиевскую пустынь. Освящение нового Казанского собора состоялось 24 октября 1902 года.

В начале ХХ века число насельниц обители составляло более 800 человек. Помимо подсобного хозяйства сёстры трудились в мастерских: иконописной, золотошвейной, башмачной, занимались фотографией (!), гончарным делом, ковроткачеством. Имелись типография и кирпичный завод. В пустыни было 4 храма: домовой Казанский, соборный Казанский, больничный и Успенский в селе Рудневе.

7. Храм в честь Амвросия Оптинского.
IMG_6698

8. Слева дом С.В. Перлова, справа большая трапезная, вмещающая до 500 человек.
IMG_6699

9.
IMG_6700

А после революции судьба монастыря сложилась традиционным для тех времёно образом. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В связи с декретом советского правительства от 3 января 1918 года об изъятии церковных и монастырских имуществ матушка Валентина обратилась к Преосвященнейшему Феофану (Тулякову, 1864-1937, священномученнику), епископу Калужскому и Боровскому, с прошением разрешить переименовать обитель в трудовую коммуну. Председательницей была выбрана монахиня Александра (Никитина), которая дипломатично вела переговоры с представителями новой власти. Но они вмешивались во все дела монастыря, навязывая свои порядки; монашеский уклад жизни нарушался, приходило в упадок отлаженное хозяйство.

После кончины игумении об официальном назначении новой настоятельницы не могло быть и речи. Управление монастырём по благословению оптинских старцев взяла на себя казначея монахиня Елизавета (Соколова). В 20-х годах гонения на Церковь приняли еще больший размах. В начале марта 1923 года была создана специальная комиссия по ликвидации Шамординского монастыря, и 12 марта сестрам объявили о его закрытии и полной ликвидации, приказав освободить помещения в двухнедельный срок. Новой властью было расхищено монастырское имущество, отобраны земли и леса, сорваны кресты с храмов, сняты колокола, сожжены иконы и книги, уничтожен архив. После закрытия обители все земли и угодья стали собственностью колхоза, в бывших монастырских строениях расположились различные учреждения: дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа.

10.
IMG_6711

11.
IMG_6712

12.
IMG_6713

3 мая 1990 года Патриарх Пимен подписал указ о возобновлении Шамординского монастыря. 15 мая обитель официально передали РПЦ. Настоятельницей была назначена монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Никона (Перетягина), выпускница регентской школы Московской Духовной академии, а духовником обители – игумен Поликарп (Нечипорук), постриженик Троице-Сергиевой Лавры, участвовавший в возрождении Данилова монастыря – первой возвращенной РПЦ обители. А ещё ранее, 15 апреля, было совершено первое богослужение в ещё разоренном храме иконы Божией Матери.

Главный храм – Казанский собор, без куполов и окон, с проржавевшей крышей, поросшей деревьями, изуродованный пристройками – выглядел плачевно, а внутри и вовсе сильно обезображен: в алтаре – комбайн, на стене изображение карты СССР, всё пространство разделено множеством перегородок, выкрашенных в разный цвет. Трапезная, больничный корпус, дом Перловых и другие монастырские постройки также находились в аварийном состоянии. Жилые корпуса были заняты, в них проживало 40 семей местных жителей, поселившихся в советское время.

Работа предстояла огромная - нужно было расчищать церкви от завалов, откапывать фундаменты, разбирать пристройки, уродующие архитектурный облик монастыря, приводить в порядок территорию. Сестры сами заготавливали дрова, сено для скота, носили кирпичи, обрабатывали под огороды невозделанную, засоренную строительным мусором землю и выполняли много другой тяжелой физической работы.

4 декабря 1990 года монастырь посетил Патриарх Алексий II и торжественно вручил Никоне игуменских посох. 17 января 1991 года в Казанском соборе перед иконой Заступницы Усердной отслужили молебен на начало восстановительных работ.

В первые годы женской обители помогала оптинская братия. С первых лет возрождения обители восстановилась и духовная связь между Шамордином и Оптиной. С благословения отца наместника оптинские братья проходили в Шамордине чередное служение, совершали монашеские постриги сестер, духовно окормляли и поддерживали их. Из Оптиной пустыни были пожертвованы иконы в первый храм, колокола для звонницы и многое необходимое для хозяйства.

13. Троицкий храм.
IMG_6704

14.
IMG_6703

В 1996 году Алексий II приехал в Шамордино и 28 июля совершил чин освящения первого в России храма во имя преподобного Амвросия Оптинского. C этого времени здесь стали совершать суточный круг богослужения.

Постепенно стали приводить в порядок и другие монастырские здания. Храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в советское время был разгорожен на два этажа. В 1998 году к престольному празднику храм и богадельню полностью реконструировали, восстановив исторический облик. 7 февраля епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов) совершил освящение. Престарелые насельницы получили возможность жить в благоустроенном помещении богадельни и посещать богослужения.

Заметный след в истории монастыря оставила схимонахиня Анна (Перетягина, 1917-2001). Многие годы она прожила в Сергиевом Посаде, была келейницей, а последнее время своей жизни провела в Шамордине. Сестры обители в течение нескольких лет имели счастье духовного общения с ней, находя поддержку и получая наставления.

По благословению Патриарха 11 января 2002 года духовник обители игумен Поликарп был возведен в сан архимандрита специально прибывшим для этого владыкой Алексием (Фроловым). Великим постом отец Поликарп постриг сестёр в монашество и в иночество с наречением имен в честь Царственных мучеников. С тех пор все постриги в обители совершает духовник.

15. Если главный вход в обитель хорошо отграничен кирпичной стеной с воротами, то на задворках не очень-то и понятно, где именно она заканчивается. На вид обычная деревенька, а вроде бы и монастырская территория.
IMG_6701

16. А здесь ассоциация с фильмом Тарковского "Солярис".
IMG_6702

17. Традиционно - погост.
IMG_6705

18.
IMG_6706

19.
IMG_6709

20.
IMG_6708

21. Монастырь - место для котиков.
IMG_6714

22. А это, по всей видимости, нечто вроде летней трапезной.
IMG_6717

23.
IMG_6718

24. И ещё всякие домики и сараюшки.
IMG_6719

25.
IMG_6721

26.
IMG_6720

В настоящее время в Шамордине совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством игумении Никоны сегодня подвизается около 130 сестер. Открыты монастырская богадельня и больница, а для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

Вот так.


Глобальное общение бесценно, а потому жду вас и на других площадках:
         


Tags: оптина пустынь, россия, святыни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal