Алексей Наседкин (nasedkin) wrote,
Алексей Наседкин
nasedkin

Category:

Мой инструментарий по обработке фотографий

Эта статья - квинтэссенция тех многочисленных исследований и экспериментов, проведённых автором. Настоятельно рекомендую.

Оригинал взят у pavel_kosenko в Мой инструментарий по обработке фотографий
Все чаще и чаще замечаю, что многие опытные фотографы независимо друг от друга приходят к примерно одинаковому набору инструментов по обработке фотографий. Причем независимо от того, изучал ли человек Фотошоп долго и тщательно, или просто тыкал мышкой интуитивно. Определяющий фактор здесь – не знания, а опыт. Чем больше у фотографа опыта, тем более выверен набор его инструментов. Все лишнее на практике отметается само собой, и в итоге часто остается всего несколько инструментов. Но самых важных.

Более того, здесь вообще сложно говорить о наборе инструментов, как функциях той или иной программы. Скорее речь идет о методике обработке, соответствующие же ей инструменты могут отличаться в разных используемых программах. Или даже вообще без оных, например, при съемке на пленку. Ведь обработка фотопленки ничем не отличается по своей сути. Отличается лишь набор инструментов: вместо ползунков Temperature/Tint соответствующие светофильтры на объективе камеры или фотоувеличителя, вместо Contrast – температура проявителя, время проявки, контрастность фотобумаги и т.д. Все абсолютно тоже самое, только «ползунки» другие.

Как вы, возможно, знаете, в свое время я неплохо изучил Фотошоп и вообще обработку фотографий. Посвятил этому довольно много времени, несколько лет. Написал оргомное количество статей на эту тему, а уж сколько статей и книг прочитал, сложно сосчитать. Испробовал наверное все методы и подходы к обработке, которые где-либо были опубликованы или даже не опубликованы. Много времени посвятил общению со специалистами по обработке, ретуши, цветокоррекции, цветоделению и печати фотографий. Целенаправленно изучал авторские подходы известных фотографов, а также технологии обработки в кино. Достаточно экспериментировал с фотопленкой. Конечно, я знаю об обработке не все, но поверьте – немало.

В итоге всех этих исследований и, конечно, параллельному формированию и воспитанию собственных вкусовых предпочтений, постепенно (даже незаметно для меня самого) количество инструментов, которыми я пользуюсь, сократилось до минимума. Попробую их описать, возможно, это будет кому-то полезно.

1. Кадрирование

Как бы это не показалось странным, кадрирование – довольно мощный инструмент обработки фотографий. Конечно, кадрировать нужно в процессе съемки. Но иногда приходиться делать это уже потом, при обработке фотографий. Примеры выразительного кадрирования я приводил в статье Crop – основной инструмент цветного фотографа.

2. Баланс белого

Самый недооцененный инструмент обработки. Многие думают, мол как-нибудь выставим, а потом если что, подкорректируем цвета. Вместе с тем, грамотное выставление баланса белого – залог всей дальнейшей обработки. Как правило, применительно к цифровому файлу ББ выставляется при конвертации Raw-файла. Ну или на камере при съемке в JPEG.

3. Кривые

Самый важный и самый главный инструмент обработки, а также формата представления информации о коррекциях. Не только в цифровой фотографии, но и в пленочной (характеристические кривые фоточувствительных материалов), а также в кино. Инструмент Curves содержится в любой программе по обработке фотографий, даже если вы не видите конкретную кривую. Например, привычные многим Contrast, Brightness и Exposure в Лайтруме по своей сути сводятся к определенным формам кривых. Умение работать с кривыми – базовое в обработке фотографий. По большому счету, самодостаточное. То есть умея работать с кривыми, вы сможете добиться почти любой обработки только с их помощью. С помощью кривых выполняются все светлотно-контрастные приводки, а также цветовая балансировка/окраска вдоль всего тонового диапазона того или иного изображения. Причем с возможностями и качеством, не доступными в прочих инструментах по работе с контрастом, яркостью и цветом. Про кривые я отдельно и очень подробно писал здесь: «Как работают кривые Curves».

4. Насыщенность

Повышая контраст в координатах RGB (а современная цифровая фотография имеет именно такое представление), рано или поздно мы можем столкнуться с перенасыщением цвета. В этом случае на пользу приходят инструменты Hue/Saturation и Vibrance в Фотошопе, цветной эквалайзер в Лайтруме и т.п. Ключевая хитрость работы с этим инструментом (и вместе с тем ключевое непонимание со стороны начинающих фотографов) заключается в том, что его никогда нельзя использовать в плюс (с положительными значениями). Только в минус, то есть насыщенность необходимо снижать, а не увеличивать. За крайне редкими исключениями. Также работать с насыщенностью иногда можно в отдельных диапазонах оттенков, это позволяет делать Hue/Saturation в Фотошопе. Но опять-таки, исключительно на понижение (*).

(*) В этом месте ожидаю больше всего несогласных комментариев, что абсолютно понятно. Вместе с тем, вы неизбежно придете к аналогичным выводам, если будете продолжать углубляться в вопросы обработки. По этому пути прошла не одна тысяча фотографов, включая меня самого.

В принципе это и есть основной набор инструментов для обработки. 95% всех своих фотографий я обрабатываю, не выходя за рамки этих четырех инструментов. А чаще всего даже не выходя за рамки первых трех. Дальше начинаются инструменты дополнительные, которые требуются редко, но иногда все же необходимы:

5. Слои

Слои необходимы для сохранения диструктивной структуры обработки файла (чтобы всегда можно было в случае необходимости вернуться и внести исправления), а также иногда для использования разных режимов наложения. Этот инструмент чисто технологический, но о нем нельзя не упомянуть, если говорить об инструментарии. Слои и, как следствие, файл PSD у меня возникают всегда, когда файл требует обработки в Фотошопе (чаще всего этого не требуется, т.к. достаточно просто Raw-конвертации).

6. Маски

Я стараюсь избегать локальных коррекций везде, где возможно их избежать. Но вместе с тем не брезгую ими, если это действительно нужно. До этого этапа дело доходит еще реже.

7. Цветной эквалайзер

Инструменты типы HSL в Лайтруме или Selective Colors в Фотошопе. Почти никогда не требуются, но даже если в 1 случае из 1000 возникает такая необходимость, не упомянуть об этом я не имею права.

Вуаля. Для обработки фотографий без задач рисования и коллажирования, в подавляющем большинстве случаев достаточно инструментов 1-3. Иногда 4. Очень редко 5. Еще реже 6. Почти никогда 7. Все эти инструменты можно в совершенстве изучить за пару-тройку занятий с хорошим преподавателем в компьютерном классе, или за неделю самостоятельно дома. По большому счету, для качественной, выразительной и эффектной фотографической обработки ничего более не требуется. А вот дальше начинается самое интересное – ЧТО мы хотим получить на выходе. И вот этому уже учиться можно (и нужно) годами, причем двигаясь в этом направлении, вы довольно быстро придете к вопросам съемки, а не обработки. Что логично, ибо все взаимосвязано.


Tags: фотография, фотографы, фотообработка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Жаль, что Путин не бессмертный

    Ах, эти глупые оппозиционеры-революционеры. Не понимают, не ценят. Не довольствуются малым, всё хотят как в европах. А главное, не сплачиваются…

  • Место, где Штирлиц совершил убийство

    Сходу на ум приходят чудесные живописные места где-нибудь в Баварии. Помните, как в конце второй серии "Семнадцати мгновений весны" Штирлиц…

  • Любители Цоя - экстремисты

    Интересно, как бы отреагировал на эту новость сам Виктор Робертович, если бы поимел счастье дожить до наших дней? До Новых Тёмных веков, так…

Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments