В Испании

nasedkin


БЛОГ ВИЗУАЛЬНЫХ ОСКОЛКОВ

Иллюстрированный журнал Алексея Наседкина


Previous Entry Share Next Entry
Правда о библиотеках. Если коротко - там ад
В Испании
nasedkin


Издавна считалось, что работа библиотекаря - не бей лежачего. Знай себе, раздавай-получай книжки, сидя в тихом закутке, да гоняй чаи с коллегами. Наверное так и было. Раньше. Теперь же новая метла замела с такой скоростью, что лучшие московские сотрудники, годами работавшие на своём месте, вынуждены сменить сферу деятельности. Правда ли, что в библиотеках всегда бездельничали? И почему сегодня там невыносимо?


Вот что мне удалось выяснить. Но, для начала небольшой экскурс.

За долгие века существования у библиотек не было вопроса «зачем они?». Они хранили документы, в которых содержалось знание, накопленное человечеством и давали возможность пользоваться этими документами, чтобы знания жили и развивались. Из этого следует, что главный смысл в работе библиотек – это помощь образованию. Только в этом контексте библиотеки остаются таковыми и имеют значение.

Более ста лет назад, когда книги стали доступными и выпускались тиражами более 100 экземпляров, возникла идея создания народных бесплатных читален. Они мыслились как места, где обученные грамоте крестьяне и мещане могли бы углубить свои знания, расширить кругозор, т.е. носили ту же образовательную функцию. Удивительно, но после революции большевики не только не забыли о таких читальнях, но и придали им новый статус – массовая библиотека!

Вообще, идея систематизировать библиотечную работу возникла в СССР благодаря жене Ильича – Надежде Крупской: они стали массовыми, отраслевыми, учебными и т.д. И, что важно! Разные виды библиотек отвечали интересам различных направлений. Но, в конечном итоге, будь то библиотека при КБ им. Туполева, учебная библиотека при МГУ или массовая библиотека в деревне Верхние Колдыри – все они существовали для развития образования, науки и промышленности! Позже широким движением были уничтожены отраслевые библиотеки, при НИИ, обслуживавшие космическую, военную отрасли и промышленность. Потом взялись за научные. И поверьте, далеко не всё из них шло в макулатуру. Многое теперь можно найти за рубежами России, где эти документы используются по назначению.

При этом, до массовых библиотек дело не доходило долго. Ну а кому они нужны со своими плюс-минус подобными фондами и убитыми помещениями? Но, нашлись умники, которые написали "дорожную карту" и для этой области культуры. И начались показательные выступления из всех громкоговорителей, мол, вот как мы классно модернизируем библиотеки. Используя федеральные законы (в частности ФЗ № 223 от 18 июня 2011 г. «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц») эти деятели вывели и без того скудные бюджетные средства из использования их по прямому назначению, превратив из денег в услугу, причем, плохого качества.

Были у бюджетной организации ставки технического персонала (уборщицы, разнорабочие), она могла их нанять и обеспечивать чистоту, мелкий технический ремонт и работу, связанную с физическими нагрузками. Теперь же эти средства разом передаются организации, занимающейся уборкой помещений и выигравшей торги (что-то типа аукциона только наоборот: кто меньше попросит за свои услуги, тот и победил). В договоре у них все красиво написано, а на деле за те деньги, которые они просят нельзя обеспечить и половину работы.

В результате, библиотеки (а также - школы, сады, поликлиники, больницы!) убирают сотрудники после работы. Каждый начальник сам решает как ему обеспечить уборку помещения: стращать сотрудников увольнением или лишением премии, менять каждые 2 месяца уборщицу от клининговой компании, которых обманывают и не платят деньги за уборку, убираться самим или платить из своего кармана. Мы уже не говорим о людях, которые не от хорошей жизни берутся мыть по 2-3 помещения от 200 до 700 кв.м. каждое ежедневно за 4000р. в месяц и через 2 месяца уходят, не получив ни копейки за свою работу!

А пресловутый ФЗ № 271 от 03.06. 2016 года, внесший поправки в ТК и другие законы, касающиеся оплаты труда и установивший, в частности, за руководителями бюджетных организаций право на определение размеров заработной платы сотрудникам администраций из сэкономленных средств, на деле вылился в массовые сокращения библиотекарей, учителей, врачей и младшего персонала. Всё это назвали оптимизацией. Не надо мол, нам такого количества «бездельников, прожирающих бюджетные средства», надо кинуть кость в виде небольшой прибавки к зарплате согласным, послушным и исполнительным (что не всегда означает профессиональным) и заставить их работать за троих, положив с прибором на должностные инструкции и нормы рабочего времени. В результате зарплаты руководителей стали мегавысокими, а зарплата персонала повысилась, как и хотел президент со своими майскими указами. Но чуть-чуть.

Но этого мудрецам, создавшим «дорожную карту», показалось недостаточным. Один вопрос оптимизировать и экономить, а другой – дополнительно зарабатывать, используя государственные помещения и технические средства для платной деятельности. На бумаге такая деятельность призвана частично перевести бюджетные учреждения на самофинансирование, а на деле большинство библиотек не поимели даже лампочек, купленных на ими же заработанные средства.

Фактически, многие библиотекари ведут успешную коммерческую деятельность в рамках бюджетной организации и не имеют даже материального стимула для этой дополнительной работы. Как в известной шутке: «Скажите, а что мне за это будет? Не бойтесь, вам за это ничего не будет!» Впрочем, любая другая инициатива, умение или дополнительная нагрузка вознаграждается по этому же принципу. А поскольку опытные сотрудники и заведующие, начавшие эту самую платную деятельность 5 лет назад, быстро поняли, что их банально используют и поумерили пыл, их начали убирать. Но не увольнять, поскольку это незаконно! А создавать невыносимые условия работы, когда человек, как загнанная лошадь сам подаёт заявление об увольнении. Или устраивать внеочередные, дополнительные аттестации с нелепыми требования к профессионализму, типа: «чем отличается библиографическое описание от библиографической записи?» (тема курса каталогизации, которую проходят на 2 курсе университета).

Еще нелепее выглядят эти аттестации, если принять во внимание, что аттестующие не имеют библиотечного образования, сами только что вычитали это в справочнике и, по сути, вообще незнакомы с библиотечной работой. НО! Ещё 2-3 года назад всем соискателям места в библиотеке объясняли, что они должны иметь исключительно библиотечное или педагогическое образование или пойти учиться за свои деньги этой профессии. Отчего же тогда, руководители и их заместители, до того работавшие в районных управах, краевых органах власти, десятым помощником пятого руководителя в Департаменте культуры или вовсе трудившимся в каком-нибудь молодёжном комитете, могут руководить отраслью, в которой они не разбираются?

Осознав, что с бывалыми профессионалами им не сладить, они начали тотальные проверки всего: целевого использования помещений, пожарной безопасности, ведения документации, культурно-массовой деятельности, посещаемости, книговыдачи, состояния книжных фондов на предмет недостачи или переизбытка. Нужно было за что-то зацепиться, чтобы признать заведующую профнепрегодной и предложить ей уйти на должность библиотекаря под руководством нового заведующего лет 25-30 младше без профильного образования, без опыта руководящей работы и должного уровня культуры.

Новые заведующие не умеют ничего, за них работают опытные сотрудники и бывшая заведующая (если она осталась и согласилась работать за нового заведующего), они приказывают и распоряжаются, придерживаясь генеральной линии руководства. Чтобы доказать их эффективность, администрация кидает им деньги на косметический ремонт, который проводится силами сотрудников в рабочее время без отрыва от основной деятельности, новые дешевые стеллажи и красочную плёнку для дверей. А потом, в районные СМИ поступит информация, что после обновления, открыла свои двери суперсовременная библиотека. И опа – цель достигнута: и без того скудное бюджетное финансирование урезано до минимума, руководители получают огромные зарплаты, народу создана за гроши иллюзия обновления. Но это о земном.

Однако, есть еще более прискорбный аспект этого «обновления». Создатели «дорожной карты» не могли не понимать, что сокращение книжных фондов и сведение массового чтения до уровня проведения досуга, упразднение бесплатных культурных мероприятий, прекращение сотрудничества массовых библиотек со школами, детскими садами и клубами, фактически отменяет вековую цель библиотечной работы – образование!

Да и правда, кому оно нужно? Библиотеки теперь будут именоваться громким именем «досуговые учреждения». В них, по мнению создателей «дорожной карты», будут выступать ансамбли песен и плясок, проводиться показы мод, мастер-классы по мейкапу, групповые психологические тренинги, будут кататься роллеры, заседать анонимные алкоголики и пенсионеры-садоводы. И если они уж так захотят, смогут взять первую попавшуюся красивую книгу с полки, чтобы провести время дома.

Да и библиотечные профессиональные навыки теперь уже станут не так важны, ведь книги предполагается ставить не в порядке ББК или УДК, а по темам в произвольном порядке, карточные каталоги будут отменены вовсе, а электронный каталог не сможет помочь найти нужную книгу, а только даст сведения о том у кого она на руках и до какого дня, и есть ли она в библиотеке вообще. Теперь списки литературы на лето от школ – это проблема родителей. Ведь раньше библиотекари подбирали для детей по 5-6 книг за одно посещение для летнего чтения, но после отмены ББК сделать это не удастся. А с учетом того, что из 8 библиотекарей осталось 2-3 и они будут производить регистрацию читателей, осуществлять электронную книговыдачу, ведение статистической информации, запись новых читателей, прием и оформление новых книг, текущую работу с фондом, осуществлять отчетно-плановую деятельность, платные услуги и многое другое, то возле библиотечных полок читатель останется наедине со своими нуждами и потребностями. Вашему ребёнку надо почитать «Белый клык» Дж. Лондона или рассказ Платонова? Ищите, да обрящете!

За последние годы количество читателей в библиотеках увеличилось почти вдвое. Это связано с падением уровня жизни, дороговизной книг и повсеместными платными услугами. Библиотеки оставались последним пристанищем для мам с детьми, где они могли получить грамотную консультацию по книжному репертуару, посетить бесплатный спектакль хорошего детского театра, послушать лекцию, поучаствовать в беседе, посетить мастер-класс, посмотреть мультики, поиграть в игровой комнате. И все это бесплатно! Все это делали красивые, образованные, культурные женщины, а не слепые старушки или сумасшедшие старые девы, как убеждают нас создатели «дорожной карты», призывающие в библиотеки молодежь. Делали без финансирования, из подручных средств, часто за свои деньги.

Теперь Департамент культуры рапортует о росте количества читателей в библиотеках, которые пришли туда якобы после обновления. А тем временем существует понятие «государственный заказ». Именно он определяет бюджетное финансирование. Оно включает качественное библиотечное обслуживание и бесплатную культурно-массовую деятельность! Существует закон о библиотечной деятельности, который определяет библиотеки как культурные и образовательные учреждения. Как это вяжется со всем вышеизложенным? А очень просто. Пока мы молчим и принимаем все эти нововведения, нарушающие наши права, мы даём возможность де-факто признать на законном уровне наличие пресловутой новой реальности!


Всё самое интересное и оперативное я публикую здесь, подписывайтесь:

       

Подписаться на обновления этого блога

ДОБАВИТЬ В ДРУЗЬЯ!


Recent Posts from This Journal


Buy for 150 tokens
Buy promo for minimal price.

Я была библиотекарем 6 лет. Детским и взрослым. Это правда, что полы моют сами сотрудники (( А вот культурной программы у нас было много, и мы делали ее достаточно добровольно. Я вела литературные вечера в доме престарелых, экскурсии с выездом по усадьбе Лермонтова, мероприятия для школьников. Мы делали выставки и сдавали зал под тренинги.

Как видишь, в Москве ситуация вот такая...

Там тащемта кроме выдачи книг еще много должностей. Редактирование фонда, например. Постоянно приходят новые переиздания, старые экземпляры списываются.

Так речь-то слегка о другом...

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Это безобразие. Как и везде в срутинской россеи

Старая Дева не равно сумасшедшая! Как правило это полноценно реализованная в профессии личность, с призванием вне семейного рабства. Трахнутая или не трахнутая библиотекарша вообще никого не волнует, кроме вас.

А с чего это меня-то должно волновать??

это социализм!

Читается как какая-то паника и передёргивание(
Между тем в двух моих районных (Коптево) детских библиотеках вполне нормальная ситуация. Обновляется книжный фонд, проводятся мероприятия, люди работают годами...
Недовольные есть везде и были всегда.
Между тем библиотеки сейчас и пять лет назад, по-крайней мере в Москве - две большие разницы!

Откуда Вам знать, обновляются ли фонды и как обновляются? Вы работаете в библиотеке? А какие мероприятия у вас проходят,например? Библионочь не в счет:)

Я регулярно посещаю библиотеку и беру читать книги 2015-2016 годов издания. А что касается мероприятий - предлагаю вам дойти до своей ближайшей и найти стенды / спросить библиотекаря, а не жать кнопки бездумно.
Еще вопросы есть?

Одного не пойму - за каким бесом за "Белым клыком" переться в библиотеку, а не в интернет.

Тоже не поняла. Ладно библиотеки, которые хранят ценные и уникальные издания

Не путайте отраслевые библиотеки и массовые. У них совершенно разные задачи и разные фонды. Массовые библиотеки комплектовались однотипной литературой, в их фондах нет никакой уникальности, там просто нечего оцифровывать. Массовые библиотеки созздавались как места для самообразования и культурного досуга. Если библиотека для взрослых, там была классикаи и современная художественная литература, научнопопулярная литература по основным направлениям (от биологии , математики, физики, техники до культурологии, истории, языкознания), персоналии (жизнеописания), периодические издания, но все на возраст 12+ или 16+. В детских тот же порядок, но на возраст 0+ 6+ 12+ и дополнительно специфическая детская литература + литература для педагогов и родителей (возраст. психология, воспитание, обучение и т.д.) Как видите, фонды массовых библиотек ориентированны на послешкольное дополнительное образование или углубление образования. Досуговая литература и мероприятия тоже были, но они доджны были иметь образовательную или культурную основу. Например, не просто "показ мод",а лекция (возможно с использовпнием медиа) по истории моды с демонстрацией моделей. И желательно с участием специалистов и т.п. Уместны были встречи с детскими писателями, праздники и мастер-классы, но с содержанием. Теперь же, образовательная составляюшая принудительно упразнена. Массовые библиотеки больше не являются местом для чтения и культурно-познавательной деятельности, а только место для проведения времени. А это противоречит закону о библиотечной деятельности. Т.е. закон еще не поменяли (не хотят поднимать шум), а по факту уже все изменили.
Особенно это замечают родители детей. Если принять во внимание выхолащивание образования, то наши дети остаются без образовательной и культурной среды!
А "Белый клык" в компьютере ребеку НИКТО давать не хочет - это факт. Так же, как никто не хочет учить ребенка на планшете вместо бумажного учебника. Если такие есть, то их очень немного. Посещаемость библиотек сейчас выросла только ради бумажных книг, ради советских учебников, ради консультации библиотекаря, ради хорошего культурного и главное - бесплатного досуга. Теперь их этого лишили!

> А "Белый клык" в компьютере ребеку НИКТО давать не хочет -
> это факт. Так же, как никто не хочет учить ребенка на планшете
> вместо бумажного учебника.


Какой невероятный мракобесный вздор!
У нас дома бОльшую часть читаем с экрана смартфона и с Kindle.
У нас в Австралии вся страна учится по планшетам и лаптопам.
Да это и удобнее по многим причинам.

Бумажные книжки тоже впрочем есть,
но скорей бы они исчезли бы насовсем,
дочкам в школу приходится тяжеленные рюкзаки таскать, а мне приходится из-за этих рюкзаков возить детей в школу на машине
потому что пешком или на велосипеде им не донести эту тяжесть.

Очень непрофессиональная статья! Проблемы есть, но всё не так!!!

Вот пардоньте, но коим образом все эти нововведения нарушают права читателей, если по факту эти читателей нет? Более или менее сегодня востребованы только научные библиотеки, детские - только до определенного возраста. Молодежь категорически в библиотеки не ходит, потому что библиотеки не в состоянии удовлетворить их культурные и информационные потребности. А не могут они это сделать, потому что работают все еще по совковым стандартам, потому что не знают современных книг, современных авторов. Более того - не знают собственного читателя. Поэтому вопрос "А зачем сегодня нужны библиотеки?" звучит громко и заслуженно.

И комментом выше мракобесием называли необходимость бумажных книг?! )))

Всё хуже... Гораздо. mariatta_roz7, для примера советую заглянуть, например, в библиотеку Томского госунивера... Допустим, после 23:00... Только если там НИКОГО из молодёжи действительно не будет - можете утверждать, что молодёжь не ходит в библиотеку :-)

Как же любят в России говорить и писать категорично и за всех и вся )))

не нравится работа в теплом помещении- можете и на улице поработать.

> За последние годы количество читателей в библиотеках
> увеличилось почти вдвое.


Неожиданно.
Я думал что в библиотеки почти никто и не ходит сейчас — есть же Интернет.

Я часто бывал в публичной библиотеке годах в 1999-2002 примерно.
В те годы строилась новая библиотека в Парке Победы (СПб), тогда же строилась библиотека в Минске
и я недоумевал — зачем?
Сейчас изредка бываю в библиотеках, беру что-нибудь образовательное. Но крайне редко.
И то в основном потому что у нас библиотека прямо в шопинг-молле находится.

Очень показателен комментарий "Марос Апостол". Именно так разговаривают с библиотекарями нынешние руководители. Могу ответить, что не долго вам бесчинствовать и вас погонят ссаными тряпками!
В статье, к сожалению, нет ни слова вранья. Многое, конечно, зависит от руководителей ЦБС округа. Но в целом, ситуация именно такая.
В детских библиотеках читателей больше, чем во взрослых. Очень много дошкольников. Но чем они хуже молодежи? Почему надо зацикливаться именно на этой категории читателей? Почему график работы детских библиотек переделан под эту самую молодежь, когда как основные читатели библиотек - дети, посещают её с 10 утра и наталкиваются на закрытую дверь? Можно начать работать с 10 до 22 часов. Но не в количестве 2 библиотекаря на библиотеку. Да и нет никого в библиотеках после 8 вечера.
Да, родители хотят бумажные книги с красивыми иллюстрациями. И еще, открою вам секрет - учиться на планшете хотят, видимо, только в департаменте образования. Большинство родителей против этого "прогресса". Но кто нас родителей слушает? Все больше родителей хотят уйти на СО и учится по учебникам, написанным еще в СССР.
Мне кажется, очень странной тенденция обслуживать интересы узкой группы читателей (молодежи у нас сильно меньше, чем всех остальных категорий читателей), отгораживаться от реальности бетонной стеной своих предрассудков о "совке" и упорно навязывать свои представления об образовании и культуре всем гражданам в жесткой форме.
Вот она - реальность! Сотни перепостов этой статьи и комменарии библиотекарей. Хотите правды - читайте! Не на этой странице, так на других, где перепост.

?

Log in

No account? Create an account